Жека

Аэрокобра Р-39

35 сообщений в этой теме

Сегодня знакомые аквалангисты привезли свежеподнятую табличку с движка Аэрокобры. Самолет лежит в районе Геленджика на глубине 18 метров. При ударе о воду корпус раскололся на несколько фрагментов. Собственно говоря подводные фото я выставлял еще весной. И вот наконец удалось снять табличку: состояние близкое к идиальному, хромированная латунь. Заводской номер двигуна 13343. Центровую бирку будем искать летом, хотя думаю, что и поднятой будет достаточно. Теперь предстоит пробивать летчика.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это центровая бирка с другой Аэрокобры, найденной несколько лет назад вблизи ст. Нижнебаканской Крымского р-на Краснодарского края. Заводской номер 13920. Номер очень близок к номеру двигателя Аэрокобры лежащей на дне. Отсюда вопрос специалистам: не мог ли дублироваться номера движков и заводские номера самолетов, или проще говоря не совпадали ли эти номера.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не специалист, но могу ответить точно - нет, не дублировались.

1. Самолеты собирались Беллом в 1942 году на 3 разных заводах, а двигатели в основном поставлялись Аллисоном, плюс тот же Белл выполнянл заказы и по другим самолетам ВВС США, а Аллисон делал двигатели не только для кобр. Применялась сложная система кодификации и учета, уже давно пытаюсь с ней разобраться, ибо интересно, но пока так и не въехал до конца.

2. Теперь, всего с момента начала выпуска и до момента снятия с производства в 1944 году кобр примерно 20 разных модификаций было выпущено около 9600 штук, в том числе поставлено в СССР около 4600.

PS

моделей кобры типов P-39-К, P-39-M, P-39-N было всего выпущено за всю войну 2545 штук, из них типа N - серии 0 - 500 штук в 41 году, серии 1 - 900 штук в 1941 и в 1942, остальных серий типа P-39-N - примерно 700 штук в основном в 1942 году

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тип двигателя V-1710-63, Е-6 (экспортный вариант, поставки в СССР), номер двигателя этого типа - 156-B. КОД ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ 13920.

серийный номер самолета - AC-42-26436 или 226436

ИМХО

(по аналогии, например, известен серийный номер самолета Покрышкина, это 26F-42-9004, или по нашим документам - 29004).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я бы попробовал такой вариант "толкования" табличек:

шильд двигателя - (сверху-вниз и слева-направо, с верхней строчки)

наименование модели двигателя(V1710 - E-6); наименование модели в системе ВВС или какого то "бюро" - V - 1710 - 63; номер этого двигателя в системе ВВС или "бюро" - C42 - 26436; номер этого двигателя в системе учета его производителя - 13343; номер контракта на производство этого двигателя - W535AC21623; тип(вариант исполнения) двигателя - 156-B

"Центровая бирка"(цифры я точно не вижу) - номер модели; серийный номер модели; номер двигателя; дата производства.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

MFRS. NO - manufacturer's number, то есть дословно номер производителя, в принципе, можно трактовать и так и этак, то есть это либо номер/код производителя или номер/код присвоенный производителем чему-либо.

***

Однако вот например реально существовавший серийный номер аэрокобры, принимавшей участие в боях на Кубани летом 1943 года в составе 100 ГИАП (гв. истр. авмаполк): 42-4480, по документам нашего учета - 24480. Ничего не напоминает? Во всех просмотренные мной самолеты с известными серийными номерами в структуре номера первые две цифры имеют год выпуска.

Вот например еще реально существовавшие номера: The 25th ZAP was formed on 30 October 1941 and until 25 July 1943 was based at Adzhi-Kabul, Azerbaydzhan. It belonged to the VVS of Transcaucasus Front. [...] During 1943 it trained 9 air regiments, of these four-45th, 298th, 16th Guards, and 494th IAP-on Airacobras, and an additional 185 individual pilots. Some 339 Airacobra P-39 models D-2, K, L, M, and N were prepared and sent to the front. Specifically, in the period from 28 November 1942 through 4 May 1943, 57 Airacobra P-39D-2s (serial numbers 41-38414, 41-416(38), 41-440, 41-444(63), 41-520, 41-528, 41-532, 41-540, 41-541, 41-544(47), 41-550, 41-555, and 41-556) - речь о 25 ЗАП (запасной авиаполк.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я делал несколько запросов в ЦАМО по ранее найденным американским самолетам. Получил ответ, что сбитые самолеты списывались по двум номерам: номер самолета и номер двигателя. При этом оба этих номера всегда были пятизначными.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Жека писал:
Я делал несколько запросов в ЦАМО по ранее найденным американским самолетам. Получил ответ, что сбитые самолеты списывались по двум номерам: номер самолета и номер двигателя. При этом оба этих номера всегда были пятизначными.

система кодификации каждый год менялась, самолеты 44 года имеют как правило 4-х значный номер, самолеты, произведенные в 42 году, имеют как правило 4-х или 5-ти значный номер и т.д.. Кстати, серийный номер ставился как правило на хвосте, вот самолет 1-й эскадрильи 30-го ГвИАП 6-го авиакорпуса, серийный номер 42 20414, пилот Филатов, на этом самолете 21 победа, самолет типа P 39Q 5 BE

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я думаю (и скорее всего, так и есть), кодификатор (не номер!!!) двигателя как-то сопрягается с номером самолета, ибо это штучные вещи - скорее всего в момент отгрузки двигателя для конкретного планера в системе управленческого учета формировались соответствующие коды, которые затем пробивались на шильдах. Только вот систему уловить не могу ...пока что. ИМХО мне приблизительно ясно одно - номер самолета из Геленджика - 26436, номер мотора - да, скорее всего - 13343

***

а как вам такой номер шестизначный :cool: ? (на самом деле это - 41-38428)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ответ из ЦАМО однозначный: все заводские номера и номера двигателей только пятизначные!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Жека писал:
Ответ из ЦАМО однозначный: все заводские номера и номера двигателей только пятизначные!!!

Женя, внимательно прочитай, что я написал :cool: Кстати, есть еще много информации (если интересно), например могу выставить списки (правда неполные) серийных номеров по принадлежности к разным подразделениям по ВОЗДУШНЫМ боям на Кубани 1943 и 1944 годы (по аэрокобрам)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бортовой номер, написанный на самолете это не то же самое, что заводской номер. Я находил несколько табличек с американских самолетов и на всех были пятизначные номера. Например, эта табличка с двигателя А-20 Бостон, номер № 47771 (пос. Горный). Если у кого-то есть образцы с четырех или шести значними номерами, то с удовольствием на них взгляну.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПОВТОР СООБЩЕНИЯ:

ИМХО мне приблизительно ясно одно - номер самолета из Геленджика - 26436, номер мотора - да, скорее всего - 13343

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Sarmat писал:
мне приблизительно ясно одно - номер самолета из Геленджика - 26436

Вот здесь поподробнее: откуда на заводской бирке двигателя появился номер самолета?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Жека писал:
  Sarmat писал:
мне приблизительно ясно одно - номер самолета из Геленджика - 26436

Вот здесь поподробнее: откуда на заводской бирке двигателя появился номер самолета?

процессы постройки планера и двигателя длительные, как правило, в системах учета конкретный строящийся двигатель уже как бы приписан к конкретному строящемуся планеру, насколько я в этом сейчас разбираюсь ... речь естественно идет о BELL и Allison 40-х годов

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря помощи наших коллег удалось продвинуться в вопросе установления личности пилота Аэрокобры, найденной на дне Черного моря в районе Геленджика. Итак, установлено, что двигатель ALLISON V-1710-E-6, заводской номер 13343 был установлен на самолете Р-39-L, s/n 42-4646, входивший в состав 11 гв. ИАП ВВС ЧФ. Самолет не вернулся с боевого задания 06.08.1943 г.

Сейчас ведутся работы по установлении фамилии пилота.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Геленджике нашлась женщина, которая была очевидцем гибели этого самолета. В августе 1943 года она была пионерважатой и вместе с пионерами убирала урожай винограда на Широком мысу. С аэродрома Геленджика, на котором базировалась авиация ЧФ взлетела Аэрокобра и одновременно из-за хребта появились два Ме-109. В результате боя один МЕ-109 был сбит и упал в районе нынешних очистных соотружений на Широком мысу, а второй мессер подбил Аэрокобру и благополучно свалил. Аэрокобра при падении слегка зацепилась за край скалы и упала в море примерно в 500 метрах от берега. Летчик пытался выпрыгнуть с парашутом, но погиб. Этот случай в то время широко обсуждался в городе и женщина запомнила фамилию летчика: Никольский или Николенко. Конечно, может быть это другая Аэрокобра, но все совпадает и по месту и по времени.

В любом случае запрос в ЦВМА уже отправил, так что остается дождаться ответа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодаря помощи наших коллег, увлеченных историей авиации, удалось узнать кое-что о второй Аэрокобре. Р-39-N-0 № 13920, двигатель ALLISON V-1710-85-E-19 42-27013 из состава все того же 11 гв. ИАП ВВС ЧФ, сбит в бою 21.06.43 года.

Направили запрос в ЦВМА по обоим самолетам.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть еще вот такая бирка с Бостона. Сначала думал, что центровая: вреде и модель самолета указана и номер и дата выпуска, но вот только номер нифига не пятизначный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Нашёл человек кусок шатуна движка:

ЗЫ:[/b] Тааак, прошу прощения, только что обнаружил эту тему:

http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=47808

Там совпадает номер 2067277. Что бы это значило? h). Пошёл товарища трясти вопросами...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Волк_100 писал:
только что обнаружил эту тему:

viewtopic.php?f=27&t=47808

Там совпадает номер 2067277. Что бы это значило? h). Пошёл товарища трясти вопросами...

Это значит, что у вас тоже место падения Бостона.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Жека писал:
Благодаря помощи наших коллег удалось продвинуться в вопросе установления личности пилота Аэрокобры, найденной на дне Черного моря в районе Геленджика. Итак, установлено, что двигатель ALLISON V-1710-E-6, заводской номер 13343 был установлен на самолете Р-39-L, s/n 42-4646, входивший в состав 11 гв. ИАП ВВС ЧФ. Самолет не вернулся с боевого задания 06.08.1943 г.

Сейчас ведутся работы по установлении фамилии пилота.

Женя! Так и не ясно, удалось ли получить ответ из ЦАМО?

Но судя по всему, что тут написано, то это однозначно Никольский Юрий Дмитриевич ком звена 3 аэ 11 гв. ИАП ВВС ЧФ. Погиб 6 августа 1943 года. Похоронен на кладбище в Геленджике (предполагаю, что на мысе Тонкий). Данные на него есть в ОБД "Мемориал". Но причина там указана несколько иная - авиакатастрофа, столкновение с другим самолетом во время учебных стрельб... Или же молва людская "спутала" имена, события, факты...? Весьма похожая картина при стрельбе двух истребителей по одному "конусу". А штатские наблюдатели с земли вполне могли интерпретировать как воздущный бой 3-х самолетов

И самое интересное то, что Никольский начинал воевать командиром звена в том самом 46 АП на Ут-1б. Он участвовал в первом боевом задании (вместе с будущим ГСС Павловым) - в поддержке катеров, минировавших подступы к Мариуполю. После расформирования полка и убытия половины личного состава на переформирование, Никольский продолжал летать в составе отдельной эскадрильи на Ут-1б до января 1943, а затем уже продолжил службу в 11 ИАП вместе с другим своим сосолуживцем по 46 полку - Щербаченко Виктором Ивановичем.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  AlexGor писал:
  Жека писал:
Благодаря помощи наших коллег удалось продвинуться в вопросе установления личности пилота Аэрокобры, найденной на дне Черного моря в районе Геленджика. Итак, установлено, что двигатель ALLISON V-1710-E-6, заводской номер 13343 был установлен на самолете Р-39-L, s/n 42-4646, входивший в состав 11 гв. ИАП ВВС ЧФ. Самолет не вернулся с боевого задания 06.08.1943 г.

Сейчас ведутся работы по установлении фамилии пилота.

Женя! Так и не ясно, удалось ли получить ответ из ЦАМО?

Но судя по всему, что тут написано, то это однозначно Никольский Юрий Дмитриевич ком звена 3 аэ 11 гв. ИАП ВВС ЧФ. Погиб 6 августа 1943 года. Похоронен на кладбище в Геленджике (предполагаю, что на мысе Тонкий). Данные на него есть в ОБД "Мемориал". Но причина там указана несколько иная - авиакатастрофа, столкновение с другим самолетом во время учебных стрельб... Или же молва людская "спутала" имена, события, факты...? Весьма похожая картина при стрельбе двух истребителей по одному "конусу". А штатские наблюдатели с земли вполне могли интерпретировать как воздущный бой 3-х самолетов

И самое интересное то, что Никольский начинал воевать командиром звена в том самом 46 АП на Ут-1б. Он участвовал в первом боевом задании (вместе с будущим ГСС Павловым) - в поддержке катеров, минировавших подступы к Мариуполю. После расформирования полка и убытия половины личного состава на переформирование, Никольский продолжал летать в составе отдельной эскадрильи на Ут-1б до января 1943, а затем уже продолжил службу в 11 ИАП вместе с другим своим сосолуживцем по 46 полку - Щербаченко Виктором Ивановичем.

Нет, это самолет не Никольского. Моторная бирка с этого самолета (цитата из книги):

По иному сложилась судьба другого пилота 11 гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота, обломки самолета которого были обнаружены поисковиками на дне моря в районе Геленджика. Местные жители давно знали об этом самолете, лежащем примерно в 800 метрах от берега напротив Толстого мыса. За прошедшие десятилетия, возникло множество слухов и легенд, относительно причин катастрофы, и только проведенная подводная экспедиция пролила свет на истинные обстоятельства гибели самолета. (фото 19)

По данным Центрального военно-морского архива:

«По документам архива установлено, что 6 августа 1943 г. в районе Геленджика во время проведения учебно-тренировочных стрельб произошла авария самолета Р-39 «Аэрокобра» № 42-4646, мотор № 42-26436, пилотируемого летчиком 3 авиаэскадрильи 11 истребительного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота гвардии младшим лейтенантом Бородавко Федором Андреевичем. Самолет упал в море, летчик покинул самолет и приземлился в районе Толстого мыса, получив незначительные ушибы.

Бородавко Федор Андреевич родился 5 февраля 1918 г. в с. Тарасовка Понуховского района Орловской области. Призван на военную службу 19 октября 1939 г. и по ноябрь 1955 г. проходил военную службу в частях ВВС Военно-морского флота.

В ноябре 1955 г. уволен в запас (по сокращению штатов) и направлен на учет в Брянский ГВК».

Как было нами установлено, офицер запаса Бородавко Федор Андреевич и по сей день проживает в г. Брянске. Федор Андреевич любезно предоставил нам фото, где он запечатлен перед вылетом на боевое задание в кабине своей «Аэрокобры», той самой, обломки которой ныне покоятся на дне Геленджикской бухты. (фото 20, 25)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это история самолета по второй табличке:

Еще в 2003 году при проведении поисковых работ было обнаружено место падения советского истребителя американского производства Р-39 «Аэрокобра» и только спустя пять лет по заводским номерам самолета удалось установить имя летчика. (фото 26)

По данным Центрального военно-морского архива:

«По документам архива установлено, что 21 июня 1943 года не вернулся с боевого задания гвардии младший лейтенант 11 истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота Горовцов Сергей Касьянович (самолет Р-39 «Аэрокобра» № 42-4987, мотор № 42-27013). Самолет упал в лесу в горах в районе Шапсугская, летчик и самолет сгорели.

Младший лейтенант Горовцов Сергей Касьянович родился 17 февраля 1922 года в селе Маслаки Городецкого района Могилевской области в семье крестьян. В 1937 году окончил неполно-среднюю школу. С сентября 1937 г. по декабрь 1940 г. – медицинский техникум в г. Могилеве, с декабря 1940 г. поступил в Могилевский аэроклуб и окончил его в мае 1941 г. С мая 1941 г. по июль 1942 г. курсант Военно-морского авиационного училища им. Сталина. В июле 1942 г. окончил ВМАУ им. Сталина по курсу пилота и направлен для прохождения дальнейшей службы в 32 истребительный аваиполк (с мая 1943 г. 11 истребительный авиаполк) Военно-воздушных сил Черноморского флота.

21 июня 1943 г. погиб – сбит истребительной авиацией противника.

Гвардии младший лейтенант Горовцов С.К. награжден орденом Красного Знамени – приказ командующего Черноморским флотом № 49 от 13 августа 1942 года». (фото 18)

По данным Центрального военно-морского архива:

«Из наградного листа к ордену «Красное Знамя» (приказ Ком. ЧФ № 49 от 13.08.1942 г.) на пилота 2 аэ 32 авиаполка 62 авиабригады ЧФ сержанта Горовцова Сергея Касьяновича …

1. Краткое, конкретное изложение личного боевого опыта или заслуг: Предан делу партии Ленина Сталина и Социалистической Родине.

Политически грамотен, дисциплинирован, как летчик летает с большим желанием и летает хорошо. В воздушных боях смел и решителен.

Стреляет с дистанции 30-50 метров. За решительные действия и смелые атаки в воздушном бою завоевал у личного состава авторитет.

За время войны имеет 6 воздушных боев, в которых сбил три самолета противника.

06.08.1942 г. при налете группы бомбардировщиков на ВМБ г. Туапсе в паре сбил самолет противника Хе-111, который упал в районе Н.Михайловка в 20 км от берега.

10.08.1942 г. при налете группы бомбардировщиков на ВМБ г. Туапсе смелой и решительной лобовой атакой мастерски сбил самолет противника типа Ю-88, который упал в море в 20 км от берега в районе Туапсе.

11.08.1942 г. встретив группу самолетов противника в районе Туапсе вступил в воздушный бой, решительными атаками сбил самолет противника Хе-111, который упал в море в районе Туапсе.

За короткий промежуток времени с 21.06.1942 г. по 11.08.1942 г. имеет 31 боевой вылет с налетом в 26 часов.

За проявленные геройство, мужество и отвагу в борьбе с германским фашизмом, сбитие 3-х самолетов противника достоин представления к правительственной награде».

Уже после войны, в своих мемуарах, Герой Советского Союза гвардии полковник Владимир Александрович Наржимский (летом 1942 года старший лейтенант, командир звена 2 авиаэскадрильи 32 авиаполка) описывая сражения в небе Кубани, рассказывает о боевых вылетах 12 августа 1942 года, в ходе которых он со своим ведомым сержантом Сергеем Горовцовым сбил 5 бомбардировщиков противника.

Останки гвардии младшего лейтенанта Горовцова С.К. вместе с останками командира 274 истребительного авиационного полка майора Милютина М.И. были торжественно захоронены 20.06.2008 года на воинском мемориале г. Геленджик.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так и Никольский погиб 6 августа 1943 года при учебных стрельбах, при столкновении с другим самолетом! В том то и дело. Его самолет был вторым погибшим при столкновении. И Бородавко, и Никольский оба служили в 3 эскадрилье 11 ИАП. И вряд ли полк мог потерять 3 самолета при стрельбах в один день...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Значит столкнулись именно самолеты Никольского и Бородавко. Когда я по телефону разговаривал с Бородавко, то он отказался обсуждать этот эпизод.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  Жека писал:
Значит столкнулись именно самолеты Никольского и Бородавко. Когда я по телефону разговаривал с Бородавко, то он отказался обсуждать этот эпизод.

Могу только предположить, один - летчик младший лейтенант, другой - командир звена старший лейтенант., с боевым опытом, награжденный орденом Красного Знамени... И ясно, кто кого учит... дурацкий, скорее всего, случай... что-то так... далее эмоции выжившего понятны... на войне бывало по всякому, но мы не воевали, значит и не нам судить...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  hellcat писал:
  Волк_100 писал:
только что обнаружил эту тему:

http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=47808

Там совпадает номер 2067277. Что бы это значило? h). Пошёл товарища трясти вопросами...

Это значит, что у вас тоже место падения Бостона.

Хотелось бы уточнить: тоже - в смысле - это второй Бостон?

По словам нашедшего, железка из Хомутовского района, Курской области. Если это "полужёсткая распорка", то выходит данные цифры не есть номер двигателя или самолёта, а нечто вроде артикула, каталожный номер конкретной детали?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Совершенно верно. Этот номер не имеет никакого отношения ни к номеру самолета, ни к номеру мотора.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, иногда попадаются и Яки-9 и Ил-2, где в конструкции оперения применялся лист Алкоа.... но здесь конечно А-20

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу