Опубликовано: 31 января, 2011 День добрый, уважаемые форумчане и гости форума. Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи в установлении личности летчика погибшего в конце 1943 при форсировании Днепра. В ходе поисковой экспедиции в районе с. Бородаевка, Верхнеднепровского р-на, Днепропетровской области, были обнаружены останки самолета и его пилота.. По совету коллег определили самолет – Як-1б, который по словам специалистов (Сергей Кузнецов) был произведен на Саратовском авиазаводе №292 (приблизительно конец 1942). Помогите установить по номеру мотора – номер самолета? Если нет, то подскажите варианты решения, пожалуйста. Известно: Номер двигателя М-105ПФ № 4-86 Номер ШВАК УТ 437 Есть еще номер пулемета УБС № ШК-605 и номер часов С-7182. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 января, 2011 Ще фото. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 Самолет однозначно Як-1Б. Мотор М-105ПФ № 4-86, а вот № 03126 скорее всего заводской номер самолета: 126 серия, 03 самолет в серии. В каждой серии 50 самолетов. У меня в базе по боям на Кубани есть 20 самолетов Як-1Б из 126 серии, в том числе такие близкие по номерам как 02126, 04126, 05126, 06126. По состоянию на лето 1943 года все они числились в составе 287 ИАД. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 По инфо сайта http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ss ... iad287.dat 287 ИАд был на другом участке "В конце апреля 1943 г. передана в состав 4 ВА. 127.07.43 г. обращена на формирование 11 сак" В составе 5-й ВА на осенью 1943 было две дивизии на "Яках" - в 1 ШАК воевала 203 ИАД (позднее 12 ГИАД) - 247 (156 Гв), 270 (152 Гв) и 516 (153 Гв) ИАП и в 4 ИАК воевала 294 ИАД (позднее 13 ГИАД) - 6 (149 Гв), 183 (150 Гв) и 427 (151 Гв) ИАП Есть ли списки "мотор - номер самолета"? И что может значить 10117 на коленвале (встречается несколько раз). 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 Приветствую! На вскидку: 265 ИАД (402, 812, 291 ИАПы) была на Як-1 в конце 1943 года - Украина... и еще 85 гв.ИАП 6 гв.ИАД 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 aquadnepr писал: Есть ли списки "мотор - номер самолета"? По Кубани у меня такие списки есть. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 А кто может помочь с обращением в ЦАМО? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 ООООООООООООООО!!!! Из личного опыта могу сказать, что общение с ЦАМО это полная 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 Но ведь это ж не корысти ради - вернуть из небытия имя героя. Или там все засекречено. Просто мне как жителю теперь "иностранного" государства это сделать тяжеловато как я понял с инета. Может какие-то сертифицированные специалисты или в конце концов за деньги. Просто хотелось сделать экспозицию в городской музей к 9 мая. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 февраля, 2011 Мужики, если есть выход на местную администрацию или военкомат, делайте официальный запрос от них в ЦАМО... Ответят, правда не скоро, но ответят, т.к., запрос будет уже от сопредельного государства и от органа власти... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Жека писал: Самолет однозначно Як-1Б. Мотор М-105ПФ № 4-86, а вот № 03126 скорее всего заводской номер самолета: 126 серия, 03 самолет в серии. В каждой серии 50 самолетов. У меня в базе по боям на Кубани есть 20 самолетов Як-1Б из 126 серии, в том числе такие близкие по номерам как 02126, 04126, 05126, 06126. По состоянию на лето 1943 года все они числились в составе 287 ИАД. Сижу сейчас в архиве, смотрю списки 2 ВА за 1943 год. На всякий случай выписал номера этого самолета из Днепра. В марте 1943 года в 183 ИАП не вернулся с БЗ Як-7б с двигателем пф 4-86. Самолета 31153117. Двигатель номер тот же? Или нумерация разная или нашли и на другой самолет поставили, хотя бы частично? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Движек тот самый. Фигня какая-то получается. Может в бумагах 2 ВА ошибка закралась? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Да??? Стойка шасси, точно от Як-1... у семерки совсем другая была.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Номер повторяется в разных документах несколько раз. Первое упоминание в этом деле, что на 27.3.1943 он числился в 183 ИАП. НА 1.4.1943 он уже считался невернувшимся с БЗ. Но в списках на 1.5. он опять есть с тем же самолетом. Вероятно, он в конце марта сел на вынужденную и вернулся в полк уже после отправки сводки. В следующем деле, в списках на 1.6.43, уже раздельных для самолетов и моторов, самолет не упоминается, а мотор этот есть. На 1.7.1943 этот мотор опять упоминался. Можно с уверенностью предположить, что самолет списали, а мотор поставили на другой самолет или он был в реморганах 2 ВА. К сожалению, в этих отдельных списках не заполнена обязательная графа, какой части принадлежит самолет/мотор. Теперь главный вопрос. Скажите, могли ли ставить один и тот же М-105 пф 4-86 и на Як-1б и на Як-7б? Или были различия для разных моторов. Если можно ставить, то мотор могли установить на Як-1б, как в полку, где якобы были и Як-1б (проверю!) или в реморганах и передать в другую часть. Я бегу ужинать, ниже выдержки о АП И АД с известного сайта. Пока не проверил, подходят ли географически и по времени. 183 ИАП с 11.02.43 г. до конца войны действовал в составе 294 иад -> 13 гиад на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. На вооружении, наряду с Як-1, с марта 1943 г. начал получать Як-7, с 1944 г. - еще и Як-9. 294 ИАД до 08.12.43 г. действовала на Воронежском фронте. Входила в состав 4 иак -> 3 гиак. 24.09.43 г. за отличия в боях за Полтаву дивизии было присвоено почетное наименование Полтавской. В начале октября 1943 г. с расширением плацдарма на правом берегу Днепра управление дивизии было переброшено в Пятихатку. В конце октября 1943 г. за отличия в боях за Днепр дивизии было присвоено почетное наименование Александрийской. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Борис! Мотор М-105 мог быть установлен и на Як-1 и на Як-7... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 в конце 2009 года, в том районе был найден мл. лейтенант Кириллов А.Н. из 427 ИАП. Цитата Мл. лейтенант, летчик 427 иап 294 иад. Не вернулся с боевого задания 10.10.1943 г. на август 43-го там точно были як-1б. так же в 42-м на вооружение поступили и як-7 как время будет, попробую еще посмотреть по полкам... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Вполне возможно, что это тот самый моторчик! Там в архивном деле дальше шли уже данные только о приходе-расходе самолетов и моторов и я не очень внимательно просматривал. Вопрос к топик-стартеру. В какое время в этом районе были потери самолетов? По какие месяцы смотреть? А по географии дивизия подходит. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 там плацдарм был. бои велись соответственно очень тяжелые. тот же 427-ой там потерял не одну машину. причем как я понял, с техникой у них в тот момент была явная напряженка. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 302 ИАД - исключаем. там три полка и все на Ла летали. по 294 ИАД: 183-ий ИАП - выше linnet уже писал - и як-1 и як-7. 6-й ИАП - як-1 + як-7б (насколько я понял, работал в основном в направлении Харькова) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 LoG писал: 302 ИАД - исключаем. там три полка и все на Ла летали.по 294 ИАД: 183-ий ИАП - выше linnet уже писал - и як-1 и як-7. 6-й ИАП - як-1 + як-7б (насколько я понял, работал в основном в направлении Харькова) Похоже, надо заняться 183 ИАП и 294 ИАД... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 427-ой тоже надо смотреть... они над плацдармом там в основном и крутились. но для начала да, 183-ий ИАП смотреть надо. 247 ИАП (205 ИАД) - як-1 , так же работали в сторону Бородаевки... вообще имеет смысл смотреть полки, не имеющие у себя мешанины як1-як7? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 февраля, 2011 Доброй ночи Всем! Спасибо за такую активность по теме! Итак по порядку: В районе Бородаевки пик воздушных боёв был с конца сентября по конец ноября 1943. Проанализировав сайт http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ss ... /p_iap.dat можно выделить такие полки 294 ИАД: 515 иап 09.07.43 - 08.12.43 Як-7, Як-1 183 иап -> 150 гиап На вооружении, наряду с Як-1, с марта 1943 г. начал получать Як-7, с 1944 г. - еще и Як-9 427 иап -> 151 гиап С 08.05.43 г. до конца войны входил в состав 294 иад -> 13 гиад. На вооружении полка в разное время были самолеты Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. А так же 203 ИАД 1-го ШАК, в которой во всех полках были Яки: 247 ИАП, 270 ИАП и 516 ИАП. Приоритетные 183 и 427 ИАПы. Выкачал файлы из ОБД по 4 ИАКу. За октябрь и ноябрь. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 совершенно верно. 203 ИАД. у меня в посте опечатка про 205. еще по полкам в этой дивизии: 247 ИАП - уже выше упомянул. в основном занимались сопровождением. 516 ИАП - Мишурин Рог, Новая Прага, Знаменка... т.е. как понимаю, больше всего в направлении на Кировоград. 270 ИАП - сентябрь-октябрь. район Бородаевки, Соколовка, Мишурин Рог - вообщем весь район. в основном сопровождение. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 В делах 2 ВА нашел, что мотор пф 4-86 убыл не позднее 24.07.1943 в 1 ШАК. 1 ШАК был как раз до 20.03.1943 в составе 2 ВА Воронежского фронта, а потом в 5 ВА Степного/2 Украинского фронтов. В составе 1 ШАК была 203 ИАД, которую упоминали коллеги. На упомянутом сайте по 270 и 516 ИАПам сказано, что у них были Яки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2011 aquadnepr писал: linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск? В ЦАМО, конечно. Я заказал на след. неделю списки самолетов/моторов по 5 ВА, а также дела по 183 ИАП и 294 ИАД. С учетом вероятности, что мотор попал в 203 ИАД, в 183 и 294 вряд ли что-то будет окончательное, только по движению мотора. Если смогу выбраться на след. неделе в ЦАМО, то посмотрю. Но надеяться особо не стоит, боюсь самолет и мотор старые, пошли на запчасти к другим аппаратам и проходят по потерям уже под другими номерами. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2011 linnet писал: aquadnepr писал: linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск? В ЦАМО, конечно. Я заказал на след. неделю списки самолетов/моторов по 5 ВА, а также дела по 183 ИАП и 294 ИАД. С учетом вероятности, что мотор попал в 203 ИАД, в 183 и 294 вряд ли что-то будет окончательное, только по движению мотора. Если смогу выбраться на след. неделе в ЦАМО, то посмотрю. Но надеяться особо не стоит, боюсь самолет и мотор старые, пошли на запчасти к другим аппаратам и проходят по потерям уже под другими номерами. Борис! Судя по тому. что основные номера ребата нашли на колене, то скорее всего под этим номером он и был списан... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 февраля, 2011 5 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ 4 ИАК 294 ИАД:515 ИАП 6 ИАП 183 ИАП 427 ИАП (Яки) 302 ИАД: 193 ИАП 240 ИАП 297 ИАП (Кожедубовцы на Лашках) 1 ШАК 203 ИАД: 247 ИАП 270 ИАП 516 ИАП (Яки) 7 ИАК С 02.10.1942 205 ИАД: 27 ИАП 438 ИАП 508 ИАП 304 ИАД: 9 ИАП 10 ИАП 38 ИАП 7 ИАК восновном был перевооружен на Р-39, но наши ребята находили инфу что они и на Яках летали в том районе. Так же промелькнули 233 ИАП и 897 ИАП, но по базе авиасайта нестыковки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 февраля, 2011 Прокофьев Илья писал: огромное спасибо за Вашу работу! На soldate.ru увидел фотоотчеты по поискам, а там Як-1 и номер на шестиренке, проверил нашу -ТОЧНО ЕСТЬ!!! Ф4-86, как и на коленвале. Фото для авиаопределителя. Если какие еще фото деталей, сделаем. Отдельное спасибо linnet за архивные поиски. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 21 февраля, 2011 Цитата Фото для авиаопределителя. Если какие еще фото деталей, сделаем. Спасибо! Интересуют в первую очередь номерные детали и характерные для данного двигателя и самолёта Выложенные добавлю 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах